Пресса

Школа имени Гнесиных: история и современность

15 февраля в Большом концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных прошел концерт, посвященный знаменательному событию: 114 лет назад к Елене Фабиановне Гнесиной, в ее небольшую частную музыкальную школу, пришла первая ученица и записалась на занятия. Впоследствии из этой школы выросла целая система учебных заведений

История

… о том, как развивался «Гнесинский дом», в изложении директора Мемориального музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной Владимира Владимировича Троппа.

- Праздник 15 февраля для нас - замечательная и очень важная традиция, как Татьянин день в университете. Официальное название открытого в этот день в 1895 году учебного заведения – училище Гнесиных. Но до 1918 года в музыкальных учебных заведениях не было деления на ступени. В консерватории учились дети и взрослые, частные учебные заведения назывались и училищами, и школами – название не определяло возрастного уровня. Наше училище возникло как частное учебное заведение, принадлежавшее сестрам Гнесиным. Это было их семейное, домашнее дело, они и жили там, где помещалась их школа… 

- Сколько сейчас отделений в «Гнесинском доме»? 

- Начнем со старшей ступени, с вуза. Академия находится на первом месте по количеству специальностей среди музыкальных вузов. Здесь присутствуют практически все музыкальные специальности, в том числе и такие новые, как музыкальное искусство эстрады, эстрадно-джазовое исполнение, музыкальная звукорежиссура и даже коммерческий продюсерский факультет. Что касается училища, то здесь представлены все инструменты, включая народные, вокальное отделение, а также звукорежиссура. Было эстрадное отделение, но оно отделилось в самостоятельное учебное заведение. В обеих школах – и в спецшколе, где учатся 11 лет, и в семилетке - представлены фортепиано, струнные, духовые инструменты. Что касается других специальностей, то в школе-семилетке сейчас есть еще и вокальный класс, оперный класс. А в спецшколе представлено и музыкально-теоретическое отделение.


- Сколько создано музыкальных коллективов с того момента, когда по инициативе Гнесиных в Москве появился первый детский хор ?


- Если когда-то детский хор был чем-то необычным и новым, то сейчас он есть при каждой школе. В вузе и в училище Гнесиных есть дирижерско-хоровое отделение, которое готовит хормейстеров. Они всегда работают с хором, поют сами, так что хоровые коллективы присутствуют везде. Также в академии, как и в училище, есть Большой хор и камерные хоровые коллективы. В школе-семилетке есть замечательный детский хор «Московские колокольчики» и поразительный семейный ансамбль «Благая весть», в нем поют 9 детей из одной семьи. Есть в академии и училище и народный хор. Давно существуют и оркестры: первый симфонический оркестр в училище Гнесиных возник в 1931 году, когда помимо струнного отделения появилось и духовое. В 30-е годы появились постоянные студенческие оперные спектакли, возник оперный класс. А дальше, если говорить о вузе, коллективы рождались по мере развития специальностей. Оркестры и хоры - почти сразу после основания вуза, потому что без них не обойтись при обучении. Постоянно действующая оперная студия образовалась в 1976 году. А «Гнесинские виртуозы» (руководитель Михаил Хохлов) и Московский камерный оркестр имени Гнесиных (руководитель Андрей Подгорный) при школе-семилетке возникли в 1991 году. Академия и училище имеют также и оркестры народных инструментов, а в академии еще и отдельный оркестр баянистов…


Д.Бобылева, Газета “Играем с начала” № 02 (64) 24 Февраль 2009
Вверх