История
Возникновение ансамбля «Благая Весть» ("Аветис")

«Если бы мы не пришли в Церковь, все в нашей жизни было по-другому…, и я не уверен, что мы были бы так дружны и близки друг другу, и у нас был такой замечательный ансамбль. Церковь – это стержень, помогающий всем нам держаться вместе. А музыка – тоже нас объединяет, так как это наше общее дело».
Протодиакон Симеон.

Причиной возникновения ансамбля явилось и то, что Екатерина Аветисян, будучи профессиональным музыкантом и церковным регентом обнаружила у своих, тогда ещё маленьких детей яркие музыкальные способности, которые можно объяснить тем, что её дети вместе с ней регулярно посещали службы, и с малых лет приобщались к церковному пению. К тому же у них дома постоянно звучала классическая, духовная, хоровая и инструментальная музыка. И родители их часто водили на концерты. Таким образом, под присмотром и контролем родителей у детей формировался музыкальный вкус.

В 1991 году, когда Екатерину Аветисян пригласили преподавать церковное пение в Православной классической гимназии в Крылатском, она вместе со своим мужем, профессиональным музыкантом, протодиаконом Симеоном, который преподавал там же предмет «Основы духовной культуры», решила организовать детский хор духовной музыки. В этом хоре с самого начала ведущими голосами пели их тогда ещё четверо детей. На основе этого хора матушкой Екатериной и отцом Симеоном был создан детский хор духовной музыки «Московские колокольчики» МДМШ имени Гнесиных, раньше хор назывался просто «Колокольчики». Нынешний ансамбль «Благая Весть» семьи Аветисян, тогда ещё назывался, как и детский хор - «Колокольчики». Этот же хор, «Московские колокольчики», до 2000 года по субботам регулярно пел в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском на Божественной Литургии, где так же ведущими голосами были братья и сёстры Аветисян.

Это было то время, когда по России и в частности в Москве открывалось множество православных храмов, возрождалась духовная жизнь, и возникла острая потребность в большом количестве регентов и певчих. Во многих храмах некому было петь. А благодаря тому, что в храме пел детский хор, приходили вместе с детьми петь и их родители и знакомые. Так возник народный любительский хор в Крылатском, которым так же руководила Екатерина Аветисян. Очень часто, особенно в летние месяцы, когда начинались каникулы и отпуска, храм оставался без хора. В это время семейный ансамбль пел практически на всех службах. Подготовка к пению на службе была основательной, формировался репертуар ансамбля, проводились ежедневные репетиции, шла серьёзная работа над интонацией, постановкой голоса, манерой звукоизвлечения.

Таким образом, и в силу необычных жизненных обстоятельств матушки Екатерины и отца Симеона, родился семейный вокальный ансамбль «Благая Весть». Соответственно к детям передалась не только огромная любовь родителей к музыке, но и высочайшая общая культура, профессионализм и врождённая музыкальность. Вследствие чего у детей возникло желание и потребность посвятить свою жизнь музыке и в дальнейшем получить профессиональное музыкальное образование.

У создателей семейного ансамбля «Благая Весть», матушки Екатерины и отца Симеона, было несколько определённых целей и задач. Но самая главная из них, без которой, не был бы создан ансамбль – это приобщить детей к церкви, к Богу. Этому способствовало то, что Екатерина Аветисян регентуя в церкви на службах, приводила своих тогда ещё маленьких детей в храм. И дети потихоньку начинали принимать участие в богослужениях, учились петь на службе. Причём не было важно, какой это хор, праздничный или будничный, любое проявление интереса к пению поощрялось и родители радовались, когда у детей что-то получалось. Можно сказать, что возникновению ансамбля послужило участие в богослужениях через пение. Через церковное пение родители хотели приобщить детей к Богу, к церкви. Все дети ходили петь в храм, с удовольствием, постепенно подрастая, они начинали петь, рождались ещё дети, и они подрастали и тоже начинали петь.

Так возник естественным образом и в силу жизненных условий и обстоятельств семейный вокальный ансамбль. Он возник сам собой и потом уже, появилась задача дать детям музыкальное образование. И раз уж дети начали петь, то петь надо правильно, а для этого надо учиться и учиться профессионально, так чтобы можно было, потом петь и в праздничном хоре, и регентовать. Для этого необходимо не просто учиться петь, а и обучаться игре на каком-либо музыкальном инструменте. Поэтому учить ребёнка музыке – это значит, его обучать и музыкальной грамоте, не только пению, или же только игре на инструменте, а обучать профессионально.

Возникает цепочка, одно связано с другим и одно вытекает из другого, здесь всё в совокупности. Всё связано и с церковью, с верой, и с тем, что матушка Екатерина и отец Симеон профессиональные музыканты, это их стихия. Дети вырастают, возникают новые задачи и цели, вместе с тем возникает потребность дать всем профессиональное музыкальное образование. Так как родители могут контролировать этот процесс, могут как-то и чем-то помочь.

Ансамбль не мог не возникнуть. И результат того, что он возник, это то, что есть какая-то сплочённость, взаимопонимание, общение внутри семьи, не только на бытовом уровне, но и на духовном, что не мало важно. Нагружая детей, давая им такую гигантскую нагрузку, родители не давали детям свободного времени для чего-то плохого, легкомысленного, необдуманного. Для того чтобы создать детям окружение, родители создали детский хор «Московские колокольчики», стало решаться много воспитательных проблем. А молодёжный хор «Московские колокола», руководителями которого они являются, это продолжение детского хора. Тем самым, помимо занятий творчеством и музицированием, дети используют свободное время, как-то более правильно организуют досуг. Образуется естественное общение с тем кругом людей, которых они понимают, с той молодёжью, которую они выбирают и у которой общие с ними интересы. Ансамбль, это тоже элемент воспитания. Когда вся семья занимается общим любимым делом, это очень помогает и воспитывать детей, и держаться вместе. Ведь у всей семьи общие интересы и они говорят на одном языке.

Ну и, конечно же, целью уже возникшего ансамбля можно считать творчество. Творчество всё завершает, без него не может быть ни какой жизни, ни какого процветания. Творчество – это конечная цель ансамбля, без творчества ансамбль не может существовать.

В целом можно сказать, что ансамбль «Благая Весть», это ансамбль единомышленников, объединённых единым стремлением к художественному, нравственному и, прежде всего духовному совершенству. Объединённых единым стремлением передать через своё творчество ту одухотворённость, ту огромную любовь к хоровому делу, ту энергию, которой не хватает публике. Полная отдача любимому делу – неустанное совершенствование, неутомимые творческие поиски, каждодневная шлифовка мельчайших деталей – воплощаются в многочисленных концертах, записях, гастролях, педагогической работе, которые заполняют жизнь ансамбля и их руководителей Екатерины и Симеона Аветисян до отказа.

Стремление «распахнуть» себя для встречи с любой публикой – отличительное качество Екатерины Аветисян. Она – прежде всего артист, артист от природы, с необычайно развитой любовью к сцене, к музыке, к детям. Екатерина Аветисян способна зажечься от самой атмосферы концертного зала, а чаще всего она создаёт атмосферу приподнятости – общение с публикой вызывает в ней искреннюю радость, мобилизует все ресурсы художественного мастерства, что делает каждый концерт праздником подлинного искусства.

Временные этапы ансамбля по годам

Дебют коллектива состоялся в 1991 году в Центральной Российской Детской Библиотеке, а осенью 2006 года коллектив отпраздновал свой 15-летний юбилей в Камерном зале Московского Международного Дома Музыки.

Творчество вокального ансамбля «Благая Весть» можно условно разделить на несколько временных этапов.
Первый этап
– это подготовительный этап, когда старшие дети, будучи ещё в дошкольном возрасте вместе с матерью, Екатериной Аветисян, ходили практически на все службы, на которых она регентовала и учились петь. Это обусловливалось тем, что оба родителя работали, и детей не на кого было оставлять. Таким образом, с самого раннего возраста они получали навыки хорового, церковного пения практически ежедневно, что очень пригодилось им в их будущей музыкальной деятельности и, конечно же, повлияло на их дальнейшую жизнь. Этот этап можно считать самым важным.

Второй этап приходится на начало 90-х годов XX столетия. К этому времени старшие дети семьи Аветисян уже приобрели опыт пения в храме, свободно владели церковным обиходом, гласами, исполняя их большей частью на слух, совершенно свободно чувствуя себя, как на литургиях, так и на всенощных службах. В это же время создаётся детский хор «Московские колокольчики», основой которого являются четверо старших детей семьи Аветисян. К этому же этапу можно отнести переход хора и ансамбля в МДМШ им. Гнесиных. Так как изначально детский хор был сформирован на базе православной классической гимназии в Крылатском и состоял соответственно из учащихся гимназии, а с 1992 года ансамбль и детский хор стали базироваться в МДМШ им. Гнесиных.

Начинается этот этап с очень активного участия ансамбля и детского хора практически во всех московских, музыкальных, хоровых фестивалях. Коллективы выступают в детских домах, больницах, библиотеках, домах отдыха, театрах, домах культуры, московских храмах и так далее. Такая обширная концертная деятельность дала большой опыт привыкания к сцене, вырабатывались профессиональные навыки ансамбля, опыт поведения на сцене, появлялась потребность общения со зрителями, происходило накопление репертуара, духовного, классического, светского, народного. В 1994 году был записан первый фильм «Семь Я». Этот этап длился условно до 1998 года.

С 1998 года начинается третий этап ансамбля. Это первая заграничная поездка ансамбля (в Германию), это первое участие в международном хоровом конкурсе, это первая международная награда – серебряный диплом. В составе ансамбля пело семь человек – двое родителей и пятеро детей, самому младшему участнику ансамбля тогда было девять лет! Этот этап открывает для участников новые перспективы и возможности. Ансамбль начинает участвовать на различных международных фестивалях и в основном на конкурсах в Финляндии, дважды в Италии, дважды в Болгарии, в Калининграде, в Испании, в Китае, в Сербской Республике, на Мальте. В 2002 году проходят первые гастроли во Франции. В течение 14 дней, ансамбль даёт двенадцать ежедневных сольных концертов, иногда в день было и по два концерта. И это было возможно только благодаря тому, что была база, был опыт выступления на сцене, и всё это дало возможность провести такие насыщенные гастроли. Очень важным событием была запись первых двух CD дисков, посредством которых возрос музыкально – исполнительский уровень ансамбля, это стало возможным благодаря усилиям талантливого и опытного звукорежиссёра Аркадия Иосифовича Мелитоняна, осуществлявшего запись (1999 – 2001г.г.). В июне 2001 года был снят фильм юбилейного концерта в Доме дружбы с народами зарубежных стран.

Следующий, четвёртый этап можно условно считать, как этап профессионального музыкального образования семьи Аветисян, он по временным рамкам находит на третий этап, то есть, они сосуществуют в одном временном соотношении. Старшие дети, один за другим начинают поступать в музыкальные училища, колледжи, затем в Российскую Академию Музыки им. Гнесиных. В настоящее время её уже закончили двое старших  и ещё двое учатся. А в колледже им. Гнесиных учатся двое детей, и ещё одна учится в колледже им. Ф.Шопена. В стенах  колледжей и академии они становятся профессиональными музыкантами, так как это обучение по отработанной десятилетиями программе, у высокопрофессиональных педагогов, это русская музыкальная школа, признанная во всём мире. Благодаря этому поднялся музыкально – исполнительский уровень ансамбля «Благая Весть», исполняемые ими музыкальные произведения, стали более переосмысленными. То есть сейчас и есть четвёртый этап - учёба в средних и высших музыкальных учреждениях и параллельно концертная деятельность. Переосмысление всего того, что получили от родителей и в то же время новый взгляд через призму профессионального музыкального образования.

В 2005 году ансамблем была осуществлена ещё одна студийная запись на CD, которую осуществил известный звукорежиссёр Юрий Эрикович Цветковский. В отличие от записей 1999 года, в которых записаны только духовные песнопения, в CD 2005 года вошли не только духовные произведениях, но и классические сочинения, светские, современные, народные песни в различных обработках. В августе 2005 года телекомпанией «Глас» был снят фильм «Русь называют святою» в Покровской церкви села Кудиново Ногинского района Московской области.

В целом третий и четвёртый этапы можно объединить, так как они проходят практически в одно время. Это время музыкального расцвета и общественного признания ансамбля «Благая Весть» семьи Аветисян, не только у нас в России, но и за границей. В это время ансамбль сотрудничает со многими широко известными музыкальными коллективами. Издаётся репертуарный нотный сборник духовных песен и кантов (2003г.). Создаётся сайт ансамбля «Благая Весть» (www.blagaya-vest.ru).